Анализ работы

средней общеобразовательной школы

при Посольстве России в Эфиопии за 2007 – 2008 учебный год

и задачи на 2008 – 2009 учебный год

Анализируя и оценивая деятельность средней общеобразовательной школы при Посольстве России в Эфиопии за 2007 – 2008 учебный год, педагогический коллектив ориентировался на критерии и показатели, предложенные практико-ориентированной монографией «Особенности управления развитием общеобразовательных  учреждений МИД России» (Г.А.Бредихин, И.Б.Сенновский, Москва, 2005). Предметом анализа являются показатели, служащие критериями успешной деятельности учреждения общего образования:

-         динамика развития целей деятельности школы, их соответствие актуальному государственному и общественному социальному заказу, направленность деятельности на удовлетворение образовательных потребностей личности, операциональность задач;

-         соответствие содержания, уровня и качества подготовки обучающихся требованиям государственных образовательных стандартов;

-         качество научно-методического обеспечения образовательного процесса;

-         уровень обученности учащихся;

-         воспитательный аспект образовательного процесса;

-         кадровый и материально-технический потенциал образовательного учреждения;

-         эффективность системы управления и контроля, мониторинг образовательного процесса.

В процессе самоанализа использованы следующие базы данных:

1.      Сведения о реализуемых образовательных и учебных программах, учебном плане, статистические показатели по уровню усвоения образовательных стандартов, результаты контрольных срезов, сведения об участии в олимпиадах и конкурсах, данные по кадровому и материально-техническому обеспечению.

2.      Результаты вступительных экзаменов в вузы и ЕГЭ, сведения об успешности обучения выпускников лицея в вузах и их первых достижениях в профессиональной деятельности.

3.      Данные мониторинга воспитанности учащихся.

4.      Данные мониторинга психологического развития учащихся.

5.      Устав ОУ, годовые планы работы школы, планы работы методических объединений, планы работы классных руководителей, учебная документация и локальные акты, регламентирующие деятельность.

6.      Протоколы заседаний педагогического совета, административного совета, предметных методических объединений и методического объединения классных руководителей.

7.      Выводы и рекомендации по анализу уроков, посещенных учителями школы, администрацией, внешними экспертами.

8.      Результаты собеседований администрации с участниками образовательного процесса.

9.      Научно-методические разработки педагогов.

10.  Отзывы внешних экспертов, привлекаемых к самоанализу различных аспектов деятельности школы.

Администрация школы в течение 2006 – 2007 и 2007 – 2008 учебных лет стремилась осуществлять партисипативный подход к управлению школой, поэтому в работе по определению основных направлений развития школы принимали участие все субъекты образовательного процесса: педагоги, старшеклассники и родители учащихся. Эта деятельность осуществлялась в тесном взаимодействии с руководством ЗУ. Участвуя в  процессе определения общих ценностей и целей, анализе текущего состояния объектов развития и выявлении их сильных и слабых сторон, прогнозировании их нового состояния, разработке конкретных планов дальнейших действий, все члены школьного сообщества активно включились и в работу по самоанализу и самооценке деятельности. Коллективное осмысление деятельности стало одним из стимулов  развития управленческой компетентности руководителей  школы, профессиональной компетентности учителей, образовательной компетентности учеников и воспитательной компетентности родителей.

Мы стремились проанализировать результаты развития личности школьников, параметры и условия образовательного процесса, отвечая на вопросы: в какой степени они соответствуют целям, поставленным перед заграншколой обществом и государством? удалось ли нам решить конкретные задачи, которые педагогический коллектив определил для себя в начале учебного года, разрабатывая Программу развития школы? Такой подход к анализу заставляет нас еще раз обратиться к социальному заказу как основанию для определения стратегических целей школы.

1. Социальный заказ и ценностные основания деятельности школы. Тенденции изменений требований к выпускникам заграншколы со стороны субъектов, заинтересованных в результатах образовательного процесса. Функции заграншколы.

Организация учебной работы в условиях заграншколы имеет определенную специфику. В своей работе мы руководствуемся Законом РФ «Об образовании», постановлениями Правительства РФ, документами Министерства иностранных дел и Министерства образования РФ, другими нормативными актами. Богатым банком идей для развития заграншкол являются материалы ежегодных августовских совещаний руководителей этих учреждений, проводимых Отделом заграншкол Департамента кадров МИД РФ. Кроме того, мы используем разнообразные публикации педагогических изданий, в том числе бюллетени Отдела заграншкол Департамента кадров МИД РФ, журнала «Школа», активно сотрудничающего с названным отделом, и других источников. Критериальный подход к оценке работы нашей школы помогают осуществить монографии «Особенности внутришкольного управления в условиях работы заграншколы МИД России» и уже упомянутая книга «Особенности управления развитием общеобразовательных  учреждений МИД России».

Заграншколы создаются для удовлетворения образовательных потребностей учащихся, родители которых направлены государством в длительные зарубежные командировки. Главная задача школы – обеспечение качественного, доступного и непрерывного образования,  построенного на основе признанных гуманитарных ценностей: выполнение государственного образовательного стандарта, создание условий для успешного обучения,  разностороннего развития и социализации обучающихся, трансформирующейся в современных условиях в функцию их саморазвития и ориентирующейся на оптимальную интеграцию выпускника школы в современный социум. Это предполагает высокий уровень информированности учащихся, возможность приобретения практических умений и навыков, формирование личностно-значимых компетенций,  готовность к продолжению образования в высших учебных заведениях. Высокий уровень социальных притязаний учащихся накладывает на заграншколу обязанность добиваться конкурентоспособности выпускников в образовательном пространстве России.

 Педагогический коллектив школы сформировал свое видение приоритетов данного образовательного учреждения. При этом учитывались интересы и возможности следующих субъектов:

-         потребителей образовательных услуг (детей и их родителей);

-         федеральных государственных институтов;

-         местного сообщества, образующего социо-культурную среду школы – сотрудников Посольства и членов их семей;

-         системы профессионального образования как следующего за школой этапа образовательного маршрута выпускников;

-         педагогических работников школы, реализующих в процессе работы свои профессиональные притязания и потребности личностного развития.

Таблица 1.

Тенденции изменений требований к выпускникам школ.

Субъекты, заинтересованные в результатах образовательного процесса

Социо-культурные и экономические тенденции, определяющие новые образовательные потребности

Модель выпускника

(качества выпускника, формируемые в образовательном процессе)

 

Россия как государственное образование, федеральные и региональные государственные органы

Укрепление Российской государственности, усиление позиций России в мире.

Высокий уровень социальной ответственности, патриотизм и гражданская компетентность.

МИД как учредитель школы

Повышение авторитета российской дипломатии  и формирование в мире ценностного отношения к особенностям российского менталитета: доброте, гуманизму, подвижничеству.

Духовность, нравственность, понимание и приятие своей национально-культурной самобытности и готовность к участию в пропаганде российских духовных традиций, достижений в области науки и культуры, русского языка.

Социум

Наличие противоречивых  тенденций развития: гуманизация общества с одной стороны – и античеловеческие явления с другой (экстремистские и террористические организации, распространение наркотиков и др.)

Увеличение доли мигрантов в составе населения.  Повышение внимания общества к его «слабым» членам: инвалидам, детям, старикам.

Готовность к интеграции в современный социум, предполагающая, высокий уровень духовного, нравственного и физического развития, принятие общечеловеческих гуманитарных ценностей, способность к ноосферному мышлению.

Активная гражданская позиция, толерантность, милосердие, культура повседневного добрососедского существования в условиях страны, имеющей многонациональное и поликонфессиональное население.

Обучающиеся

Автономизация личности,  для многих – приоритет личных потребностей над потребностями общества.

Потребность в более раннем профессиональном самоопределении, социальной и экономической независимости. Поворот от престижных факультетов к востребованным профессиям.

 

Высокий уровень общекультурной информированности и социальной компетентности, умение ориентироваться в тенденциях социально-экономического развития общества, прочные ЗУН по профильным предметам. Конкурентоспособность как комплекс развитых психологических качеств (в том числе стрессоустойчивости) и когнитивных умений личности.

Родители обучающихся

Педагогизация общества, развитие ценностного отношения к образованию (не только  к результату, но и к процессу взаимно-обогащающего общения педагогов, детей, родителей), возрастающий интерес родителей к достижениям психологической и педагогической науки, появление у большинства родителей  потребности быть активными участниками образовательного процесса.

Успешный опыт общения и самореализации в школьном коллективе,  готовность к успешной  социальной адаптации в вузе, личной и  профессиональной сфере.

Местное сообщество

Территориальная и психологическая замкнутость пространства Посольства, ограниченность круга возможного общения (как среди сверстников, так и среди взрослых), 

необходимость подчиняться строгим правилам поведения в стране пребывания, где запрещено свободное передвижение детей по городу без сопровождения  взрослых.

Высокий уровень социальной ответственности и самодисциплины, понимание своей роли представителя России, коммуникативная культура.

Система профессионального образования

Стремление сделать дипломы Российских вузов «конвертируемыми», признанными на мировом уровне.

Свободное владение иностранными языками и  компьютерными образовательными технологиями, развитость интеллекта, эрудиция, умение учиться и эффективно взаимодействовать с преподавателями и другими обучающимися. Сформированность целостной культуры мира.

Педагогический коллектив

Увеличение доли педагогов, отказывающихся от авторитарных методов воздействия; повышение уровня профессиональной компетентности учителей; развитие творческого подхода к образовательному процессу, стремление учителей к самообразованию и личностному росту.

Активная самообразовательная позиция ученика, являющегося равноправным и интересным для учителя партнером в общении, совместном учебном труде и творчестве.

 

Определяя свою миссию, школа исходит из новых социальных функций образовательной системы, связанных с обеспечением государственных интересов России и  стабильности развития общества.

Средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в Эфиопии призвана создать условия для целостного гармоничного развития духовно-нравственной,  успешной и конкурентоспособной личности, гражданина и патриота России.

Школа гарантирует ученикам высокий уровень образовательных услуг.

Принципы школы:

-         гуманистическая установка образовательного процесса, акцентирование всей деятельности на личности ребенка, обращение к человеку как высшей ценности и цели образовательного процесса;

-         патриотическая направленность образовательного процесса, основанная на воспитании социальной ответственности и готовности к самореализации в условиях меняющейся социально – экономической ситуации, возрождении национального самосознания;

-         культуросообразность обучения и воспитания в соответствии с геополитическими и социокультурными доминантами российской цивилизации, предполагающая причастность к достижениям не только российской, но и мировой культуры;

-         деятельностный компетентностный  подход в организации образовательного процесса, основанный на индивидуальном подходе к ученику и определении его индивидуальной образовательной стратегии;

-         использование всего арсенала достижений мировой науки для построения педагогической системы  школы.

Укрепление Российской государственности, усиление позиций России в мире нацеливают школу на воспитание высокого уровня социальной ответственности, патриотизма и гражданской компетентности выпускников. Активная позиция, толерантность, милосердие, культура повседневного добрососедского существования в условиях государства, имеющего многонациональное и поликонфессиональное население, - это те качества, которые должны быть сформированы образовательным учреждением во взаимодействии с родительской общественностью.

Специфика заграншколы МИДа предполагает, кроме того, посильное участие образовательного учреждения в процессах, связанных с деятельностью российских загранучреждений. Повышение авторитета российской дипломатии  и формирование в мире ценностного отношения к особенностям российского менталитета: доброте, гуманизму, подвижничеству, – эти стратегические задачи требуют от наших  учеников высокой духовности, нравственности, понимания и приятия своей национально-культурной самобытности,  готовности к участию в пропаганде российских духовных традиций, достижений в области науки и культуры, русского языка.

Стремление сделать дипломы Российских вузов «конвертируемыми», признанными на мировом уровне, обязывает школу обеспечить каждому ученику возможность свободного владения иностранными языками и  компьютерными образовательными технологиями, развитость интеллекта, эрудицию, коммуникативную культуру.

Потребность молодежи в более раннем профессиональном самоопределении, социальной и экономической независимости, поворот от престижных факультетов к востребованным профессиям – эта тенденция развития современного общества требует от школы обеспечения конкурентоспособности выпускников как комплекса индивидуально-психологических качеств (в том числе стрессоустойчивости),  навыков и умений самообразования. Образовательным учреждением  должны быть созданы условия для формирования портфолио учащегося – своеобразной визитной карточки конкурентоспособного абитуриента.

В настоящее время у большинства родителей есть потребность быть активными участниками школьной жизни, что создает дополнительные возможности для совершенствования образовательного процесса.

2.  Динамика развития образовательного процесса, результаты, задачи на 2008 – 2009 учебный год.

Анализируя результаты деятельности школы за предыдущий учебный год, августовский педсовет отметил, что в целом успешно решались задачи:

1.      Реализация личностно ориентированных педагогических технологий и профильного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности учащихся. Обеспечение качественного усвоения образовательного стандарта.

2.      Подготовка  учащихся к сдаче ЕГЭ и развитие культуры мышления учащихся. Разработка и реализация циклограммы специальных мероприятий подготовке учащихся к ЕГЭ.

3.      Разработка и реализация программы воспитания учащихся.

4.      Развитие психолого-педагогической культуры учителей и родителей, организация постоянно действующего научно-практического семинара «Возрастные особенности детей. Педагогическое просвещение родителей».

5.      Системный мониторинг образовательного процесса с использованием внешней экспертизы.

Основные результаты обучения:

-  в школе нет неуспевающих;

-  все выпускники 2007 года (4 человека, из них 3 учились экстерном с еженедельными консультациями по каждому предмету и выполнили образовательные программы 2-х учебных лет за один год) успешно сдали вступительные экзамены в вузы (в том числе в форме ЕГЭ) и в настоящее время продолжают обучение по избранной специальности;

- все ученики школы, возвратившиеся в Россию, успешно продолжают обучение в российских образовательных учреждениях и подтверждают отметки, полученные в нашей школе;

- практически все ученики среднего и старшего звена и многие ученики начальной школы участвуют в проектно-исследовательской деятельности.

Обеспечивалось участие педагогического коллектива и учащихся в инновационных процессах современного общероссийского и мирового образовательного пространства. До 2006 – 2007 учебного года у учащихся не было возможности сравнить свои достижения в изучении школьных дисциплин с результатами сверстников из  заграншкол системы МИДа,  других школ России и оценить уровень конкурентоспособности учеников. Не в полной мере были созданы условия для развития комплекса индивидуально-психологических качеств детей, обеспечивающих успешность их участия в конкурсных испытаниях при поступлении в высшие учебные заведения. Не формировалось портфолио учащихся, которое в современных условиях является доказательством его индивидуальной профильной подготовки. За 2006 – 2007 и 2007 – 2008 учебные годы нам удалось разрешить эти проблемы через организацию проектно-исследовательской деятельности учащихся. 26 проектов наших учеников участвовали во Всероссийском фестивале «Портфолио» и Открытом конкурсе «Ярмарка идей на Юго-Западе», все авторы (более 30 учащихся) награждены дипломами, получили сувениры, книги с краткими описаниями всех работ и компакт-диски с полными версиями всех работ.

По инициативе нашей школы проведен конкурс проектно-исследовательских работ учащихся заграншкол «Школьная планета МИД», в котором участвовали 190 учащихся из 23-х заграншкол, и работы наших учащихся заняли достойное место. Выступая при поддержке руководства Посольства России в Эфиопии, Департамента кадров МИД РФ и Отдела заграншкол с инициативой проведения виртуального Конкурса исследовательских и проектных работ учащихся заграншкол МИДа «Школьная планета МИД», педагогический коллектив средней общеобразовательной школы при Посольстве России в Эфиопии надеялся, что открытое информационное пространство нового конкурса обогатит возможности международных культурных контактов. Разрабатывая Проект Положения, мы включили и специальные номинации, участие в которых должно активизировать работу учащихся по  изучению российской истории и культуры: «2007 год – Год русского языка» (работы по русскому языку и работы по пропаганде русского языка и русской культуры за рубежом), «МИД – наш учредитель» (работы по истории дипломатии и актуальным проблемам международных отношений, работы по страноведению и географии), социально-гуманитарный цикл (история, обществознание, экономика, социология, право, искусствоведение), литературное, музыкальное и художественное (в том числе прикладное) творчество, дизайн. Итоги конкурса, проанализированные нами в ранее направленной статье, показывают, что наши ожидания вполне оправдались.

Успешная работа школы может осуществляться только при условии эффективного взаимодействия с руководством ЗУ, семьями учащихся. Интересные возможности для взаимодействия с руководством ЗУ дает проектная деятельность. Научными руководителями исследовательских проектов учащихся стали Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Эфиопии М.Ю.Афанасьев, Советник-Посланник Посольства России в Эфиопии И.Н.Чубаров, Военный Атташе С.В.Мезенцев. В работе экспертной группы на «Школьной ярмарке идей», состоявшейся в апреле 2008 года (представлено 26 проектов),   приняли участие, кроме выше названных руководителей Посольства, Советник Посольства А.Я.Сучков, Второй секретарь Посольства И.Р.Мадиев, Старший Помощник Военного Атташе А.Г.Александров, Представитель Минобороны РФ в Эфиопии И.С.Красильников и др. 

К этой работе были привлечены представители научной и родительской общественности, супруги дипломатов.

На общешкольной конференции по выбору лучших проектов для направления на конкурс «Школьная планета МИД» присутствовали и участвовали в голосовании не только учителя и ученики, но и 95 % родителей.

Кроме того, мы сохраняем традиционные для заграншкол формы совместной творческой деятельности учеников, учителей и их родителей. Так, на встрече в РКЦН, посвященной открытию Года Семьи, выступали и учащиеся нашей школы, и учителя, и родители. Ученики, учителя и родители вместе участвовали в подготовке и проведении концертов в Итальянском культурном центре, на Международной благотворительной Ярмарке в Аддис-Абебе, в вечере бардовской песни, праздничных концертах в Посольстве.

Большую помощь руководство загранучреждения оказывает в совершенствовании материально-технической базы школы. В 2007 – 2008 учебном году оборудован второй компьютерный класс, приобретены медиа-проектор, синтезатор, звуковые колонки, микрофоны,  телевизоры, мебель, русские национальные костюмы.

Мы работаем над созданием системы подготовки к ЕГЭ в условиях нашей заграншколы. Готовность выпускника, с нашей точки зрения, складывается из правовой и информационной составляющей, когнитивного и психологического аспектов. Учителя, работающие в настоящее время в школе, уже имеют опыт этой работы. Мы считаем, что активными субъектами деятельности по подготовке к ЕГЭ должны стать, в первую очередь, сами учащиеся.  Школьники, проживающие за рубежом, мало знают о ЕГЭ, не  имеют опыта пробных экзаменов в форме ЕГЭ, не посещают подготовительных курсов при вузах. Это снижает их конкурентоспособность в образовательном пространстве России.

  Вопросы подготовки к ЕГЭ в условиях заграншколы рассматривались на заседаниях педагогического совета школы в ноябре 2006 года и ноябре 2007 года.

Обсуждались следующие вопросы:

2006 год.

-  Подготовка учащихся заграншколы к ЕГЭ как одно из средств их  социализации.

-   Готовность к ЕГЭ: информативный, психологический и предметный аспекты.

-   Специфика подготовки к ЕГЭ в основной и старшей школе.

2007 год.

-  Система работы школы по подготовке к итоговой аттестации учащихся в форме ЕГЭ.

Основные этапы подготовки к заседанию:

  заседание административного совета школы, проблемно-ориентированный анализ деятельности школы, выделение значимых для школы аспектов темы, составление плана подготовки к заседанию;

  заседание творческой группы учителей по разработке циклограммы деятельности школы по подготовке к ЕГЭ;

  психолого-педагогические исследования:

       Исследования в рамках проекта «Авторские ученические тесты как одно из средств подготовки к ЕГЭ»:

  1. Изучение публикаций по ЕГЭ, рассмотрение  проблемы подготовки к этому испытанию с самых разных точек зрения: с позиций ученых, учителей-практиков, организаторов экзамена, учащихся и их родителей. Планируемый результатописание структуры готовности к ЕГЭ, составление для старшеклассников  анкеты, позволяющей  оценить уровень готовности старшеклассников к ЕГЭ.
  2. Анкетирование старшеклассников нашей школы. Планируемый результатоценка готовности старшеклассников к ЕГЭ.
  3. Групповая рефлексия по работе над проектом (защита идеи проекта на конференции старшеклассников нашей школы), участники – старшеклассники и учителя. Планируемый результатпривлечение старшеклассников к активному участию в проекте.
  4. Формирующий эксперимент: практическая работа по составлению и решению тестов структуры ЕГЭ на уроках математики (под руководством учителя). Планируемый результатповышение уровня предметной и  психологической готовности к ЕГЭ по математике, побуждение старшеклассников к самостоятельной работе по получению информации о ЕГЭ, формирование мотивов и умений самообразования.
  5. Повторное анкетирование старшеклассников. Планируемый результатотслеживание изменений уровня готовности к ЕГЭ, получение доказательств справедливости выдвинутой гипотезы.

   Изучение деятельности учителей и учащихся по формированию ментального опыта на уроках.

Наблюдения и анкетирование учащихся на тренинге погружения. Изучение динамики работоспособности учащихся и эффективности их деятельности в ходе выполнения заданий теста структуры ЕГЭ. Изучение умения учащихся осуществлять самооценку своей работоспособности и эффективности труда.

  Изучение эффективности некоторых специальных форм подготовки к ЕГЭ в разных возрастных            группах.

Аспекты темы, вынесенные на обсуждение:

 

Система работы школы по подготовке к итоговой аттестации учащихся в форме ЕГЭ.

Комарова Н.М.

(доклад)

1. Историко-обществоведческое образование. Технология образовательного процесса, формирующая ментальный опыт учащихся.

Ермаков И.А.

2. Русский язык. Использование специальных методов и приемов, обеспечивающих общеобразовательную подготовку учащихся в условиях вариативности итоговой аттестации.

Ермакова Т.А.

3.  Оценка результатов работы по подготовке старшеклассников к ЕГЭ на уроках математики.

Комаров В.М.

4. Использование компьютерных технологий для эффективной подготовки учащихся к экзаменам в условиях вариативности итоговой аттестации.

Панов С.И.

5. Экспертная оценка циклограммы специальных мероприятий по формированию готовности к успешной сдаче ЕГЭ.

 

Панова Н.В.

Фазлутдинова Л.Р.

6. Результаты эксперимента по работе с авторскими тестами в среднем звене школы (5 – 8 классы).

Тепкина Е.Н.

7. «Свободный микрофон»

 

 

Педагогическим советом утверждена циклограмма специальных мероприятий по формированию готовности к успешной сдаче ЕГЭ:

 

Классы

Формы работы

Цели

Нач. школа

Использование разнообразных тестовых работ.

Приучение учеников к самым разным формам контроля уровня усвоения.

5 – 6 классы

Использование разнообразных тестовых работ.

Приучение учеников к самым разным формам контроля уровня усвоения.

 

Проведение контрольных работ с 10-балльной оценкой, основанной на рейтинговом подходе.

Формирование объективной самооценки, умение выделять показатели обученности и на их основе проводить рефлексию своей деятельности.

7 – 8 классы

Использование разнообразных тестовых работ и оформление решений на специальных бланках (упрощенный вариант бланков ЕГЭ).

Приучение учеников к самым разным формам контроля уровня усвоения. Формирование навыка оформления решений на бланках ЕГЭ.

 

Тренинги памяти и внимания.

Формирование умения репрезентации большого объема предметных знаний.

 

 

Составление авторских ученических тестов структуры ЕГЭ.

Формирование понимания специфики тестовых работ, выработка субъективного ощущения уровня сложности заданий.

9 класс

Использование разнообразных тестовых работ и оформление решений на специальных бланках (полный вариант бланков ЕГЭ).

Приучение учеников к самым разным формам контроля уровня усвоения. Формирование навыка оформления решений на бланках ЕГЭ.

 

Тренинги  погружения в предмет.

Формирование стратегии успеха. Закрепление сформированных когнитивных структур.

 

Рабочие встречи учителей, учащихся и родителей по ЕГЭ.

Формирование информационного поля.

 

Тренинг «Подготовка к экзаменам».

Развитие метакогнитивного опыта.

 

 

Составление авторских ученических тестов структуры ЕГЭ.

Формирование понимания специфики тестовых работ, выработка субъективного ощущения уровня сложности заданий.

10 класс

Выбор профиля обучения каждого ученика.

Углубленная подготовка по профильным предметам.

 

Рабочие встречи учителей, учащихся и родителей по ЕГЭ.

Формирование информационного поля. Изучение нормативных документов по ЕГЭ.

 

Тренинги  погружения в предмет.

Формирование стратегии успеха. Закрепление сформированных когнитивных структур.

 

Психологический всеобуч учащихся. Изучение вопросов психологической теории, связанных с выбором эффективных стратегий учебной деятельности.

Формирование Я-концепции, знания тех качеств своей личности, которые помогают или мешают эффективной учебной работе в целом и выполнению тестовых работ в частности.

 

Составление авторских ученических тестов структуры ЕГЭ.

Формирование понимания специфики тестовых работ, выработка субъективного ощущения уровня сложности заданий.

 

Использование разнообразных тестовых работ и оформление решений на специальных бланках (полный вариант бланков ЕГЭ).

Приучение учеников к самым разным формам контроля уровня усвоения. Формирование навыка оформления решений на бланках ЕГЭ.

 

Итоговые работы за полугодие в форме ЕГЭ.

Формирование эффективной стратегии тестовой деятельности.

11 класс.

Уточнение профиля обучения каждого ученика.

Углубленная подготовка по профильным предметам.

 

Рабочие встречи учителей, учащихся и родителей по ЕГЭ.

Формирование информационного поля.

 

Тренинги  погружения в предмет.

Формирование стратегии успеха. Закрепление сформированных когнитивных структур.

 

Психологический всеобуч учащихся. Изучение вопросов психологической теории, связанных с выбором эффективных стратегий учебной деятельности и психологическими средствами стрессоустойчивости.

Формирование Я-концепции, знания тех качеств своей личности, которые помогают или мешают эффективной учебной работе в целом и выполнению тестовых работ в частности. Овладение технологией саморегуляции в критических ситуациях.

 

Использование разнообразных тестовых работ и оформление решений на специальных бланках (полный вариант бланков ЕГЭ).

Приучение учеников к самым разным формам контроля уровня усвоения. Формирование навыка оформления решений на бланках ЕГЭ.

 

 

Составление авторских ученических тестов структуры ЕГЭ.

Формирование понимания специфики тестовых работ, выработка субъективного ощущения уровня сложности заданий.

 

 

Итоговые работы за полугодие в форме ЕГЭ.

Формирование эффективной стратегии тестовой деятельности.

 

 

Репетиционные экзамены в форме ЕГЭ.

Формирование эффективной стратегии тестовой деятельности.

 

В настоящее время работа школы по подготовке к ЕГЭ строится в соответствии с данной циклограммой, утвержденной педагогическим советом. Циклограмма включает как традиционные формы подготовки к ЕГЭ, так и инновационные. В частности, мы широко используем тренинги погружения в предметы.

Приведем несколько примеров.

Результаты 6-часового тренинга погружения по алгебре и началам анализа, проведенного в 11 классе 10 ноября 2007 года (в процентах):

 

 

Результаты 4-часового тренинга погружения по русскому языку, проведенного в 10 классе 23 ноября 2007 года (в школьных баллах):

 

Фамилия, имя ученика

Результаты первого теста

Результаты второго теста

Результаты третьего теста

Валов Максим

2 (неудовлетв.)

3 (удовлетв.)

4 (хорошо)

Рось Наталья

4 (хорошо)

5 (отлично)

5 (отлично)

В процессе тренингов проводятся психологические исследования с целью изучения особенностей деятельности каждого ученика по выполнению тестов ЕГЭ и разработки конкретных рекомендаций по подготовке к ЕГЭ для каждого из обучающихся и их родителей, а также для учителей.

В течение 2007 – 2008 учебного года мы стремились определить образовательную траекторию каждого ученика школы. Сравнительно малочисленный контингент учащихся (50 учеников) позволяет использовать педагогические технологии, ориентированные не на усредненного ученика, а на развитие каждого конкретного ребенка. Малая наполняемость классов позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход к организации образовательного процесса. Выше уже говорилось о том, что одной из форм учебной работы по индивидуализации обучения в нашей школе стала проектно-исследовательская деятельность, в которую включены практически все ученики среднего и старшего звена, а также отдельные ученики начальной школы.

Успешность обучения и развития младших школьников в значительной степени зависит от  того, удалось ли им достичь школьной зрелости в дошкольный период. Вот почему  в этом учебном году педагоги нашей школы Шаманаев С.В., Истомина О.Н., Сащенко Е.А., Котов В.Н. совместно с воспитателем Минченко О.С. продолжили планомерную работу с воспитанниками детского сада по формированию психологической готовности к школе и развитию необходимых знаний, умений, навыков. Детский сад функционирует как прогимназия. Работа эта не простая, так как состав детского сада разновозрастный и дети находятся на разном уровне развития, но ее необходимо продолжить.

Мониторинг психологического развития учащихся начальной школы позволил выявить проблемы в развитии их интеллектуальных и креативных способностей, обучаемости и адаптивности. Для решения выше указанных проблем с сентября 2007 года в 1 и 2 классах осуществлен переход от обучения по традиционным программам к обучению по программе «Гармония». Целесообразность выбора именно этой модели обсуждалась на заседаниях методического объединения учителей начальных классов, научно-методического совета школы, педагогического совета, а также на собрании родителей будущих первоклассников. Это позволило обеспечить системно-дифференцированный подход к развитию учащихся. Результатом этой работы стало формирование подгрупп:

1 класс – основная подгруппа (6 учащихся);

             – подгруппа опережающего обучения (2 учащихся).

2 класс – основная подгруппа (2 учащихся);

             – подгруппа коррекционного обучения (1 учащаяся).

Итоги года: все учащиеся переведены в следующий класс, а учащиеся подгруппы опережающего обучения освоили за 1 год программу 1 и 2 классов и переведены в 3 класс.

Мы не можем утверждать, что создали идеальную модель мониторинга личностно-ориентированного образовательного процесса. Но наши исследования, (педагогические наблюдения, анкетирование учеников, учителей и их родителей по актуальным вопросам и собеседования с ними, изучение результатов учебного процесса и продуктов деятельности детей, тестирование, экспертная оценка уровня воспитанности и др.), на основе которых была организована групповая рефлексия результатов, позволяют положительно оценить работу школы и с осторожным оптимизмом прогнозировать тенденции развития наших учеников в будущем. Традиционные показатели результатов учебного процесса подтверждают данную оценку. Обученность по итогам года – 100% (и это при том, что среди вновь принятых в школу учеников были дети с неудовлетворительными знаниями, умениями и навыками по ряду предметов), «качество обученности» составляет 60,5 %. Результаты административных контрольных работ подтверждают эти показатели.

Педагогический коллектив прилагал усилия к тому, чтобы сделать школу центром изучения русского языка и культурных контактов. Найдены некоторые эффективные, на наш взгляд, формы пропаганды российской культуры. Установлены деловые контакты с РЦНК (Российским центром науки и культуры)  Аддис-Абебы: силами учащихся проведено   2 концерта, ученики и педагоги школы приняли участие во встрече, посвященной открытию Года семьи. Продолжается работа по культурному сотрудничеству с госпиталем Международного Красного Креста им. Балча, в котором трудятся около 100 российских медиков, проводятся концерты школьников для всех сотрудников госпиталя (россиян и граждан Эфиопии), присутствовали врачи госпиталя и на всех культурных мероприятиях в школе и клубе Посольства. В декабре 2007 года школа приняла участие в благотворительной ярмарке, организованной Ассоциацией жен Послов и Полномочных представителей всех стран в Посольстве Египта, где были представлены изготовленные  учащимися русские сувениры (экономический итог продаж этих сувениров в несколько раз выше, чем в предыдущем году) и силами учителей и учащихся нашей школы дан концерт русских песен и танцев.  Представители школы приняли активное участие в благотворительном концерте Итальянского центра.

В школе обучались 6 детей из семей, в которых мать – гражданка России, отец – гражданин Эфиопии, и одна ученица – гражданка Шотландии. Их отметки по русскому языку и русской литературе – хорошие и отличные.

Силами педагогов и учащихся школы велась просветительская и культурно-массовая работа внутри Посольства. Проведен вечер бардовской песни, празднование Нового года, Масленицы, Дня дипломатического работника, 23 февраля, 8 марта и др. В этих мероприятиях вместе с детьми и учителями участвовали сотрудники Посольства и члены их семей. Работают не только детские творческие объединения, но и взрослые: ВИА «Ретро», женская вокальная группа и др. Функционирует постоянно действующая выставка детских рисунков.

Большая работа в этом направлении велась и внутри школы. На воспитание ценностного отношения учащихся к достижениям российской культуры направлен весь образовательный процесс. Эффективность этой работы подтверждается результатами педагогических наблюдений за поведением и деятельностью детей, итогами анкетирования, творческими работами учащихся. На открытых уроках, в процессе защиты творческих проектов по истории России на уроках, в ходе предметной недели «Наш ЛИК» (литература, искусство, культура) и на многочисленных других мероприятиях мы наблюдали искренний интерес учащихся к культуре своей Родины.  

Приоритетным направлением образовательного процесса школы при Посольстве, в которой учатся дети сотрудников загранучреждений, должно быть обучение иностранным языкам. К сожалению, в структуре учебного плана, разработанного нашими предшественниками, иностранные языки занимали скромное место и по объему часов, и по техническому обеспечению. В настоящее время увеличен объем часов английского языка в начальной школе, 50% уроков английского языка проводится с использованием обучающих программ на базе кабинета информатики, который фактически является и лингафонным. Ведется внеурочная работа по английскому языку. Организованы группы учащихся, изучающий второй иностранный язык: французский или немецкий (всего изучают второй иностранный язык 27 человек).

Затронув проблему внедрения современных информационных технологий, необходимо назвать двух учителей: учителя физики и информатики Панова С.И., фактически выполняющего функции заместителя директора школы по информатизации учебного процесса, и учителя истории и обществознания Ермакова И.А., который сумел создать органичную систему изучения этих предметов на основе компьютерных технологий. Участвуют в этой работе и другие члены педагогического коллектива.

Говоря о новейших технологиях в процессе воспитания духовности, гражданственности, патриотизма, мы не должны забывать о традиционных и проверенных временем методах и приемах работы с источниками информации – учебниками, справочной и художественной литературой. На сентябрь 2006 года состояние нашего библиотечного фонда не выдерживало никакой критики. Не хватало учебников по всем без исключения предметам учебного плана. Не все учебники отвечали современным требованиям, по ряду предметов назрела необходимость пересмотра концепции содержания образования. Не было ряда энциклопедий, словарей, на всю школу – два экземпляра «Войны и мира», два экземпляра «Евгения Онегина», и те в ужасающем состоянии. Поэтому в ноябре 2006 года сформирован и направлен в Отдел заграншкол заказ на всю необходимую литературу. В мае 2007 года заказ уточнен с учетом новых методических рекомендаций и повторно направлен в Отдел заграншкол. В октябре 2007 года школа получила более 400 книг, за что мы искренне благодарим Отдел заграншкол Департамента кадров МИД РФ. Однако учебная литература получена школой не в полном объеме, поэтому мы направляем дополнительный заказ (прилагается).

По Закону РФ «Об образовании» учащиеся имеют право на обучение в форме экстерната. Всего экстерном в течение 2007 – 2008 учебного года обучались 4 ученика (1 – в шестом классе, 1 – в третьем классе, 2 – во втором). Из них 2 закончили учебный год только на отлично.

Гуманистическая система воспитания не мыслима без активного участия в управлении школой всех субъектов образовательного процесса. Мы не употребляем термин «самоуправление школьников», но говорим о соуправлении или партисипативном подходе к управлению школой, в котором участвуют и ученики. В школе действует совет старшеклассников, редакция школьной газеты и школьного сайта, творческая группа «Школьная телестудия», спортивная судейская коллегия, экспертами всех конкурсов и других мероприятий выступают не только учителя, но и школьники и их родители. Они оказывают значительное влияние на общественное мнение и организацию школьной жизни. В школе второй год регулярно (не менее 2-х раз за учебный год) проводятся общешкольные конференции, в которых участвуют все учащиеся школы, все учителя, все родители, администрация школы, представители ЗУ и общественных организаций.  

Кроме того, анкетирование выявило потребности учащихся в самореализации через активную творческую деятельность, в первую очередь – через музыкальную, сценическую, художественное и декоративно-прикладное творчество.  Благодаря помощи Посольства мы имеем возможности для удовлетворения этих потребностей. В школе созданы 3 состава  ВИА, вокальные группы разных возрастов, ведется обучение основам хореографии и ритмики, работают кружки: театральный, бисероплетения, юных художников, декоративно-прикладного творчества, конструкционного проектирования, «Умелые руки», клуб «Хозяюшка», литературная гостиная, действует редакция школьной газеты и редакция школьного сайта. Фактически в школе созданы возможности для получения дополнительного образования. Нам бы хотелось, чтобы каждый ребенок в нашей школе почувствовал себя талантливым и признанным в социальной среде, чтобы он как можно чаще оказывался в ситуации успеха, которая и позволяет сформировать положительную Я-концепцию, воспитывает веру в  свои силы. В течение учебного года каждый ученик школы неоднократно был участником выездных концертов в РЦНК, госпиталь Международного Красного Креста им. Балча, Итальянском культурном центре, выступлений в Посольстве, спектаклей и литературно-музыкальных композиций в школе. Проводились выставки изделий учащихся в школе.

Задачи патриотического воспитания можно решить только при условии формирования чувства причастности к событиям, происходящим в России. Сохраняя и развивая традиционные для нашей школы формы патриотического воспитания (уроки памяти, День Конституции, День защитника Отечества, День дипломатического работника, шефство над захоронениями российских граждан в Эфиопии, военно-спортивная игра «Зарница» и др.), в мае 2007 года, в преддверии  Дня Победы, мы открыли молодежный политический  дискуссионный клуб (организаторы – учитель истории и обществознания Ермаков И.А., учитель русского языка и литературы Ермакова Т.А.), который продолжил работу и в 2007 – 2008 учебном году. В апреле 2008 года учащиеся школы приняли участие в съемках документального фильма российского телевизионного канала об Аддис-Абебе и судьбах соотечественников, проживавших в Эфиопии.

Педагогический коллектив стремился создать условия для сохранения и укрепления здоровья школьников. Введены уроки ритмики в 1 – 6 классах (2 часа в неделю), увеличено количество часов занятий спортивных секций, таким образом обеспечена ежедневная физическая нагрузка детей. Организованы группа продленного дня, в которой проводились оздоровительные занятия. Сохранена практика большой перемены (20 минут) для завтрака и двух часового обеденного перерыва между первой и второй сменой. В течение учебного года систематически контролировался объем домашних заданий, принимались меры по недопущению перегрузки учащихся. Регулярно проводился медицинский осмотр всех учащихся школы медицинскими работниками школы и Посольства и углубленные обследования детей по медицинским показаниям на базе госпиталя Красного Креста им. Балча. Велся учет и анализ заболеваемости детей, случаев травматизма. Показатели медицинской статистики обсуждались на заседаниях родительского комитета, педагогического совета, докладовались руководству Посольства.

Развитие навыков практического труда детей и привычек к самообслуживанию проводилось через уроки обслуживающего труда и уроки трудового обучения, еженедельные генеральные уборки школы, ремонт школьной мебели (силами учащихся отполированы и покрашены все школьные парты), уход за зелеными насаждениями, шефство над захоронениями российских граждан в Эфиопии.

Методическая работа школы была направлена на развитие управленческой компетентности руководителей  школы, профессиональной компетентности учителей, образовательной компетентности учеников и воспитательной компетентности родителей. Структура методической службы школы осталась традиционной: действуют педагогический и научно-методический советы, методические объединения, создаются творческие и исследовательские группы, работающие над решением конкретных педагогических задач.

Одна из задач методической работы – создание условий для освоения каждым руководителем школы и каждым учителем разнообразных функций: исследовательской, диагностической, коррекционно-развивающей. Выше уже упоминались исследования уровня школьной зрелости будущих первоклассников, развития младших школьников, состояния предпрофильной подготовки учащихся среднего звена, готовности к выбору профиля дальнейшего обучения и готовности к ЕГЭ старшеклассников. Кроме того, методическое объединение классных руководителей продолжает лонгитюдные исследования по уровню воспитанности учащихся. Анализировались результаты контрольных работ, плановых и административных. Использовались различные формы обмена опытом: открытые уроки и открытые внеурочные мероприятия, сообщения по актуальным проблемам педагогики и методики, выступления на заседаниях педагогического совета с рассказом об интересном для заграншколы опыте региона, представителем которого является учитель. Интересной формой изучения педагогического опыта других заграншкол стала работа по анализу проектов, представленных на конкурсе «Школьная планета МИД».

Развитие воспитательной компетентности родителей в условиях заграншколы – одно из непростых направлений работы. Высокий образовательный и культурный уровень родителей, достаточно высокое социальное и материальное положение, высокая самооценка (и себя как личности, и своего воспитательного потенциала) – эти замечательные качества родителей заграншколы могут стать основой для взаимно  обогащающего сотрудничества  со школой, а могут привести к обоюдному непониманию и даже конфликту. В 2006 – 2007 и 2007 – 2008 учебных годах взаимодействие с родителями осуществлялось на следующих принципах:

-         работа школы направлена не только на удовлетворение образовательных потребностей учащихся, родители наряду с обществом и государством участвуют в определении социального заказа школе, их мнение учитывается при определении ценностных оснований и приоритетных направлений развития школы;

-         родители участвуют в разработке, принятии и осуществлении управленческих решений; 

-         родители – полноправные участники образовательного процесса, имеющие право на творческое взаимодействие с учителями и учениками, ознакомление с результатами психолого-педагогических исследований;

-         школа содействует развитию педагогической компетентности родителей.

Таким образом, мы строили общение с родителями на основе деятельностного и просветительского подходов. Родительский комитет школы собирался ежемесячно, на общешкольных родительских собраниях обсуждались стратегические вопросы развития школы, проводились собрания родителей отдельных групп учащихся (родителей учеников группы опережающего обучения, экстернов, выпускников и др.), на классных родительских собраниях решались конкретные вопросы организации школьной жизни. Родители участвовали во всех делах школы: были консультантами исследовательских проектов детей и членами жюри конкурсов, выступали перед учащимися с сообщениями из истории России, писали сценарии спектаклей, пекли блины на Масленицу, контролировали справедливость судейства на спортивных соревнованиях и т.д. и т.п. Вместе с тем мы продолжали обучать родителей основам психолого-педагогических знаний на занятиях постоянно действующего лектория, где рассматриваются следующие вопросы: возрастные особенности детей (по каждой возрастной группе); периодизация развития детей дошкольного и школьного возраста (с позиций теории ведущей деятельности Д.Б.Эльконина – для родителей будущих первоклассников); что такое готовность к школьному обучению; мотивация учебно-познавательной деятельности детей; законодательные основы образовательного процесса заграншколы; инновации в образовательном пространстве России и проектно-исследовательская деятельность школьников; задачи всех участников образовательного процесса по подготовке к ЕГЭ; профессиональная ориентация и личностно-ориентированная профильная подготовка учащихся и др.

            Тем не менее задача поддержания и развития партнерских отношений с родителями остается для школы одной из самых актуальных.

            Исходя из выше изложенного, педагогический коллектив средней общеобразовательной школы при Посольстве России в Эфиопии планирует в 2008 – 2009 учебном году продолжить работу по решению следующих задач:

1.      Обеспечение качественного усвоения образовательного стандарта. Подготовка  учащихся к сдаче ЕГЭ и развитие культуры мышления учащихся. Разработка и реализация циклограммы специальных мероприятий подготовке учащихся к ЕГЭ.

2.      Реализация личностно ориентированных педагогических технологий и профильного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности учащихся.

3.      Разработка и реализация программы воспитания учащихся.

4.      Развитие психолого-педагогической культуры учителей и родителей, организация постоянно действующего научно-практического семинара «Возрастные особенности детей. Педагогическое просвещение родителей».

5.      Осуществление системного мониторинга образовательного процесса с использованием внешней экспертизы.

 

            Администрация и педагогический коллектив средней общеобразовательной школы при Посольстве России в Эфиопии стремится обеспечить устойчивое развитие этой заграншколы. Обладая достаточными человеческими, социальными, экономическими и правовыми ресурсами, школа сможет успешно решить сформулированные выше задачи и обеспечить своим учащимся возможность получения образования высокого качества.

 

Директор средней общеобразовательной школы при Посольстве России в Эфиопии

                        В.М.Архипов