line decor
  Главная     Школа      Календарь      Ученику      Учителю      Проекты      Страницы     Эфиопия     История
line decor
   
 
Конкурс «Школьная планета МИД»: итоги и перспективы


 

Сайт конкурса

www.school-planet.narod.ru

Архипов В.М., кандидат педагогических наук, директор средней
общеобразовательной школы при Посольстве России в Эфиопии,
Комарова Н.М., Заслуженный учитель России,
зам. директора школы при Посольстве России в Эфиопии
  

Подведены итоги конкурса проектных и исследовательских работ учащихся «Школьная планета МИД» 2007-2008 учебного года, в котором приняли участие ученики 23-х школ при загранучреждениях МИД РФ (19 полных средних и 4 основных школы).

Проголосовали  15 школ-участников конкурса и еще одна школа (Мальта), не представившая в этом году работы, но выразившая твердое намерение участвовать в конкурсе в следующем году. Школа при Посольстве России в Йемене также предлагает продолжить конкурс. В связи с этим возникает естественный вопрос: а состоится ли конкурс «Школьная планета МИД» в будущем году? Стоит ли продолжать такое своеобразное соревнование умников и умниц? Каковы результаты конкурса?

Проектно-исследовательская деятельность учащихся в настоящее время – одно из приоритетных направлений развития современного образования. Так, на Всероссийский фестиваль научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», организуемый издательским домом «Первое сентября», в 2006 – 2007 учебном году было представлено более тысячи работ, а в 2007 – 2008 учебном году – уже более трех тысяч. Конкурс учебно-исследовательских и проектных работ учащихся «Ярмарка идей на Юго-Западе», который проводят Префектура Юго-Западного округа города Москвы, управление образования этого округа, Российская академия наук и ряд других организаций, вышел за рамки города и практически превратился во Всероссийский конкурс. Участие в таких фестивалях и конкурсах – дело сугубо добровольное. Неуклонное увеличение числа участников свидетельствует о возрастающей потребности субъектов образовательного процесса в самореализации через проектно-исследовательскую деятельность.

В системе заграншкол МИД РФ имеется опыт проведения сетевых конкурсов. Например, в брошюре «Из опыта работы» (школа при Посольстве России во Франции, Париж, 2006) опубликована статья учителя информатики этой школы С.Ю. Знатнова «Проектная деятельность школьников в рамках интернет-олимпиад  заграншкол МИД России», в которой описаны результаты сетевого проекта за 2003 – 2006 г .г. Проводились и другие конкурсы. Выступая с идеей организации конкурса «Школьная планета МИД», мы стремились создать условия для участия в нем учеников любого возраста, занимающихся любыми видами проектной и учебно-исследовательской деятельности. Порядок  представления работ и процедуру голосования мы намеревались сделать как можно более открытыми и демократичными, доступными для школ с разными техническими возможностями.

Важнейшей задачей организаторов конкурса «Школьная планета МИД» было содействие созданию общей информационной образовательной среды заграншкол МИДа – части единого образовательного пространства России. О повышении качества образования на основе информатизации говорилось на всех совещаниях руководителей заграншкол последних лет. Еще в январе 2004 года в докладе начальника отдела заграншкол Департамента кадров МИД РФ Г.А. Бредихина отмечалось: «Информационно-образовательная среда не может возникнуть стихийно. Ее формирование – это целенаправленный управленческий процесс». Конкурс «Школьная планета МИД», на наш взгляд, позволяет создать условия для расширенного доступа к информации.

Оргкомитетом были получены заявки на 83 работы, но на суд учителей и учеников всех заграншкол МИДа вынесены 76 работ (остальные заявки не подтверждены). В конкурсе приняли участие 190 учеников с 1 по 11 класс, из которых более 120 – граждане России, около 20 – граждане стран СНГ, остальные – граждане других государств. Самые юные участники конкурса – Марченко Андрей и Стародубец Дмитрий, первоклассники школы при Посольстве России в Алжире (проект «Арифметический калейдоскоп», рук. Овсиенко И.М.). Старшеклассники, ученики 9 – 11 классов, принимали участие в работе над 45 проектами.

Руководители проектной деятельности – учителя заграншкол. К научному консультированию привлечены их коллеги, руководители образовательных учреждений, родители учащихся, ученые, квалифицированные специалисты в соответствующих областях теории и практики, сотрудники загранучреждений: Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Эфиопии М.Ю. Афанасьев, Советник-Посланник Посольства России в Эфиопии И.Н. Чубаров, Советник Посольства России в Мозамбике Г.Н. Гнутов и др.

В соответствии с Положением о конкурсе всем участникам – ученикам и педагогам (руководителям работ) – оргкомитет направил по электронной почте свидетельства участников. Авторам и педагогам-руководителям лучших работ высланы дипломы победителей конкурса (за 1, 2 и 3-е место). Итоги отражены на сайте конкурса.

В настоящее время сайт конкурса «Школьная планета МИД» представляет собой медиа-библиотеку работ учащихся, то есть создано единое открытое информационное пространство для публикации работ учеников заграншкол, что дает учащимся уникальную  возможность сравнить свои результаты в изучении школьных дисциплин с достижениями сверстников из  заграншкол системы МИДа и позволяет дать реальную самооценку уровня конкурентоспособности. Этот аспект образовательной деятельности особенно актуален именно для заграншкол. По нашему мнению, школы системы МИДа являются камерными учреждениями, в которых царит дух сотрудничества, взаимного уважения, доброжелательности. Сравнительно небольшое количество учащихся дает возможность учителям определить личностные особенности каждого ученика, его сильные и слабые стороны. Дети развиваются в атмосфере психологического комфорта. Это обстоятельство, само по себе прекрасное, иногда приводит к тому, что выросшие в оранжерейных условиях ученики заграншкол не обладают полным комплексом индивидуально-психологических качеств, обеспечивающих успешность их адаптации при переходе в другие школы и  поступлении в высшие учебные заведения. Такая ситуация заставляет задуматься и о  конкурентоспособности выпускников заграншкол на рынке труда. Поэтому мы считаем чрезвычайно важным выносить достижения учащихся заграншкол (в данном случае – проекты) на внешнюю экспертизу, а открытый сайт конкурса дает такую возможность.

Для учителей и руководителей заграншкол открытое информационное пространство  может стать источником профессиональных идей, новой формой изучения педагогического опыта коллег, работающих в других образовательных учреждениях МИДа. Учащихся, которые являются в современной школе субъектами учения, конкурс побуждает также обменяться опытом активного участия в образовательном процессе. В этом отношении интересен проект «Мы сделали это! А у вас получится?» (Попова Анастасия, 8 класс, школа при Посольстве России в Йемене, руководитель Попова Е.И., 1 место в номинации «Естественно-научный цикл»), представляющий собой разработки простых и доступных опытов по химии с интересными комментариями. Первое место в номинации «Социальные проекты» присуждено работе «Организация конкурсов детского технического творчества по ПДД и правилам пожарной безопасности» (Куимова Полина, 4 класс школы при Посольстве России в КНДР, рук. Чернышов Ю.В.). По проекту ученика 9 класса Александра Черноносова «Политические, юридические и социальные аспекты объединительного процесса в Европе в XXXXI веке» (рук. Ермаков И.А., 2 место в номинации «Социально-гуманитарный цикл») в школе при Посольстве России в Эфиопии была проведена деловая игра, старшеклассники учились оформлять анкету для получения Шенгенской визы, пересчитывали курсы валют, знакомились с таможенными правилами.

Сайт конкурса открыт и для родительской общественности, что позволяет включить родителей в творческое сотрудничество учащихся и педагогов.

Таким образом, участие в конкурсе может создать новые возможности для реализации партисипативного подхода к управлению развитием заграншколы, основанного на новых взаимоотношениях учащегося, учителя, образовательной среды.

Проектная деятельность обогащает содержание общеобразовательной подготовки учащихся. Анализ тематики работ дает возможность увидеть спектр интересов учащихся. Самое большое количество проектов – по 19 – оказалось в номинациях «МИД – наш учредитель» (по-видимому, этот выбор номинации определяется особенностями статуса школ при загранучреждениях) и «Естественно-научный цикл». Много работ в номинациях «Иностранные языки» (16), «Социально-гуманитарный цикл» (13), «Валеология, биология, экология, физкультура, спорт» (12).  Количество работ в остальных номинациях распределилось следующим образом: «Информационные технологии» – 6 проектов, «2007 год – год русского языка» и «Социальные проекты» – по 4 работы, «Литературное, музыкальное и художественное творчество» – 2 работы.  Всего одна работа в номинации «Техническое творчество», поступившая из школы при Посольстве России в Йемене, – «Декоративный настольный вентилятор» (Михеев Александр, 7 класс, рук. Попов О.Л.) – автоматически заняла 1 место.

Говоря о ресурсах развития личности ученика, которые предоставляет конкурс, надо  отметить, что развитие личности немыслимо без развития языковой культуры. 6 проектов посвящено исследованию различных вопросов русского языка и литературы, 16 выполнено на английском языке, все конкурсные работы направлены на обогащение коммуникативных ресурсов.

Общеобразовательная школа – важнейший институт социализации, неотъемлемой частью которой является подготовка учащихся к выбору профессии. Потребность молодых граждан страны в более раннем профессиональном самоопределении, социальной и экономической независимости – тенденция развития современного общества. Это направление деятельности школы  предполагает развитие интеллектуального потенциала, оказание поддержки в профессиональном развитии молодежи. В условиях заграншколы профилизацию образовательного процесса можно реализовать  через исследовательскую и проектную деятельность учащихся, в этом случае  профильная подготовка становится  индивидуальной и личностно-ориентированной. Можно привести примеры работ, руководители которых стремились углубить и расширить знания своих учеников-авторов по учебным предметам на уровне профильных школ: «Фантастическое и сказочное в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» (Георгиева Анна, 8 класс, школа при Посольстве России в Болгарии, рук. Колокольцева Е.А., 2 место в номинации «2007 год – Год русского языка»), «Применение скалярного произведения для нахождения наибольшего и наименьшего значений некоторых специальных тригонометрических функций» (Саймасаев Амиржан, 11 класс, школа при Посольстве России в Бельгии», рук. Гомонова О.В.), «Социально-экономическая характеристика Великобритании» (Пивоварова Дарья, 10 класс, школа при Посольстве России в КНДР, рук. Кашлев К.А.).

Изучение выбранных учащимися тем доказывает, что в заграншколах осуществляется принцип личностно-ориентированного обучения. Неординарная личность авторов (интересы, склонности, характер, особенности самовыражения) ярко проявились в проектах «Окно в искусство Японии» (Рось Наталия, 10 класс школы при Посольстве России в Эфиопии, рук. Е.А. Сащенко, первые места в двух номинациях «Литературное, музыкальное и художественное творчество, дизайн» и «Социально-гуманитарный цикл»), «Проблематика трагедии В. Шекспира «Гамлет, принц Датский» (Окромчедлишвили Александр, 9 класс, школа при Посольстве России в Болгарии, рук. М.В. Колокольцев).  Интерес к психологии – науке, не включенной в общеобразовательный стандарт, – виден в проекте девятиклассницы из школы при Посольстве России в Финляндии «Темперамент как психологическая деятельность головного мозга» (рук. И.В. Вавилова, 3 место в номинации «Валеология, биология, физкультура, спорт»). На развитие интереса к учебным предметам направлены проекты «Живая физика» (Давыдов Алексей, 10 класс, школа при Посольстве России в Мексике, рук. Чураев С.А., 2 место в номинации «Естественно-научный цикл»), «Д.И. Менделеев и периодический закон» (Аверьянов Максим, 9 класс, школа при Посольстве России в Союзе Мьянма, рук. Скопина Е.А.), «Экзопланеты и методы их обнаружения» (Дубовая Антонина, Дубовая Мария, 11 класс, школа при Посольстве России в Бельгии, рук. Гомонов Е.Г.) и др.

Многие руководители проектов строят работу на основе принципа коллективного взаимодействия. Так, в средней общеобразовательной школе при Посольстве России в Социалистической республике Вьетнам учитель Байкова Т.И. организовала коллективную работу над проектами десяти пятиклассников, тринадцати восьмиклассников, тринадцати девятиклассников, двенадцати десятиклассников, десяти одиннадцатиклассников. Все 5 проектов выполнены на английском языке. В числе авторов не только ученики из России, но и граждане Вьетнама. Две из этих работ – «Как избежать культурного шока» и «Британские праздники» – заняли первые места в номинации «Иностранные языки». На первое место в этой номинации вышла и работа «Rainbow» - школьное периодическое издание на иностранных языках» (Коленшич Милена, Шеншина Наталия, Романовская София, Литвиненко Мария, 6 – 11 классы, школа при Посольстве России в Чехии, рук. Шевелева Т.К.).

Участие в конкурсе направлено на взаимообогащение интеллектуальных ресурсов. Многие школы блестяще используют в образовательном процессе те реалии, которые открывает им страна пребывания, и через изучение их  конкурсных проектов ученики других заграншкол получают возможность работы с интересной информацией: «Куба – любовь моя» (Вероника Менендес, 10 класс, рук. Бескровная А.П., 1 место в номинации «МИД – наш учредитель»), «Путешествие по Риму» (Большакова Н., Гусаков А., Девочкина О., Носевич А., Солдатова К., 7 класс, школа при Посольстве России в Италии, рук. Дюкарева Е.В., 2 место в номинации «Иностранные языки»),  «Комплексная характеристика страны пребывания (Мозамбик)» (Алина Ульянова, Михаил Костриков, Дмитрий Гоза, 10 и 11 классы, рук. Трунов М.Ю. и Трунова М.В.), «Мексика» (Мария Решеткова, 8 класс, рук. – Первушкина Н.В.) и др.

Современный подход к образовательному процессу предполагает тесное междисциплинарное взаимодействие. В этом отношении представляют интерес работы, в которых интегрирован материал разных учебных предметов.  Проект «Лауреаты Нобелевской премии в области литературы» (ученики 6 – 8 классов Леппик Олег, Мюллер Диана, Новосельцев Борис, школа при Посольстве в Индонезии, рук. – Максимчук В.М. и Максимчук Е.М., 1 место в номинации «2007 год – Год русского языка») может эффективно использоваться на уроках литературы и истории. Проекты «Компьютерная поддержка изучения темы «Исследование функции и построение графика» (Симоненко Екатерина и Данилова Элеонора, 11 класс, школа при Посольстве России во Франции, рук. – Комиссаров С.В., Комисарова Ж.М.) и «Исследование эффективности алгоритмов сортировки числовых массивов» (девятиклассники Курнев Егор, Низев Илья, Трифонов Антон, школа при Посольстве в Индии, рук. Князев Д.С.) представляют интерес и с точки зрения информатики, и с позиций математики.

Проекты номинации «Естественно-научный цикл» отличаются практической направленностью. Так, из  школы при Посольстве России в Финляндии поступили работы, подготовленные под руководством Забориной М.А.: «Витамин С в соках и нектарах» (Кравченко Виктория, 9 класс, 3 место) и «Сахар в любимых продуктах: польза и вред» (Кузнецова Анна, 9 класс). Интересны в этом отношении исследования «Акцент и его физическое объяснение» (Минков Даниел, Рубан Алексей, 11 класс, школа при Посольстве России в Болгарии, рук. Кабанов С.В.), «Зрение, свет, ощущение» (Пастухова Екатерина, 10 класс, школа при Посольстве России в Польше, рук. Свирина О.И.) и др. Сразу два проекта, подготовленные под руководством учителя Кукуева С.И., направил на конкурс ученик 10 класса  школы при Посольстве России в Республике Корея Протопопов Алексей: «Измерение задержки сигналов в международных линиях связи» и «Corner Cube Reflector», обе работы заняли 3 место.

Проектная деятельность учащихся заграншкол содействует совершенствованию базовой подготовки школьников по информатике и информационным технологиям. Об этом свидетельствует то, что многие работы выполнены в виде компьютерных презентаций, а проект, занявший 1 место в номинации «Информационные технологии», так и называется: «Особенности программ создания презентаций» (Поленкова Анастасия, 9 класс, школа при Посольстве России в КНДР, рук. Костенко В.Е.). Работы «Солнечная система» (Шерматов Дмитрий, 11 класс, школа при Посольстве России в Мексике, рук. Чураев С.А., 2 место в номинации «Естественно-научный цикл»), «Экология Индонезии» (Сытая Ольга, 8 класс, Мюллер Диана, 6 класс, Киреева Анастасия, 8 класс, школа при Посольстве России в Индонезии, рук. Грузина В.Д., 3 место в номинации «Валеология, биология, экология, физкультура, спорт») представляют собой Web-сайты.

В практико-ориентированной монографии А.Г. Бредихина и И.Б. Сенновского «Особенности управления развитием общеобразовательных учреждений МИД России» (Москва, 2005) отмечается: «…продуктивная образовательная деятельность учащихся позволяет реализовать образовательную технологию не только когнитивной, но и любой другой направленности, а значит, позволяет успешно развивать способности ученика, формировать его мировоззрение и осуществлять его социализацию».

В работах, представленных в номинации «Социальные проекты», отражена благотворительная деятельность учащихся, их помощь в организации школьной жизни, общественно полезный труд. Автор исследования «На мир смотрю я с детскою любовью… Страны, в которых живет моя душа: Шотландия, Эфиопия, Россия», ученица 5 класса школы при Посольстве России в Эфиопии, гражданка Шотландии Айла Ратклифф (рук. Архипов В.М., Шаманаева И.А., 2 место в номинации «Социальные проекты») так сформулировала идею проекта: «На Земле нет чужих стран и чужих проблем». Она не только обобщила сведения о культурных, политических и экономических связях между тремя географически далекими друг от друга странами, ей удалось рассказать о своей благотворительной деятельности: музыкальных выступлениях на улицах Эдинбурга и перечислении заработанных средств в Фонд помощи детям Эфиопии, создании благотворительного сайта помощи детям Эфиопии.

Многие проекты могут использоваться в заграншколах как средство патриотического и гражданского воспитания. Например, работы «Берлин 45-го... Взгляд из XXI века» (Сергей Мишин, 11 класс, школа при Посольстве России, в ФРГ, рук. Клокова С.Б., 1 место в номинации «Социально-гуманитарный цикл»), «Развитие танковых войск России» (Максим Купцов, 9 класс, школа при Посольстве России в Марокко, рук. Оводова Е.Г., Логинов А.И., 3 место в той же номинации), «Путешествие по площадям Москвы» (Кондуров Максим, 8 класс, школа при Посольстве России в Марокко, 3 место в номинации «Социально-гуманитарный цикл»),   «Воинская слава России – альманах ученических работ» (Девичев Артем, Литвиненко Мария, Никитин Родион, Ходакова Александра, рук. Обухов Б.Г., школа при Посольстве России в Чехии, 3 место в той же номинации), проект «Моя малая Родина» (Роман Обухов и Валерия Герасимова, 8 класс, школа при Посольстве России в Чехии, рук. Коровецкий Д.А.) и др.

В заграншколах ведется поисково-исследовательская работа по изучению роли россиян в развитии мировой цивилизации и обогащении культурной жизни разных стран: «Русские писатели во Франции» (учащиеся 8 – 11 классов школы при Посольстве России во Франции, рук. Бунакова А.Е. и Тулаев К.Б., 3 место в номинации «Социально-гуманитарный цикл»), «Русские газеты в Израиле», Лещеня Анастасия, Косова Анастасия, Хахалева Яна, 10 класс, школа при Посольстве России в Израиле, рук. Гефтер И.И., 3 место в той же номинации), «Выдающиеся люди России в Берлине» (Сиколенко Станислав, Сорокин Алексей, 11 класс, школа при Посольстве России в ФРГ, рук. Клокова С.Б.).

Истоки духовности исследуются в проектах «Христианство от истоков до раскола на православие и католичество» (Дьебольт Неонила, 11 класс, школа при Посольстве России в Польше, рук. Бородкина Т.И., 3 место в номинации «Социально-гуманитарный цикл»), «Феномен религии как духовно-определяющий фактор» (Чирва Ольга, 10 класс, школа при Посольстве России в Турции, рук. Еркылыч С.С.).

Значительная часть работ посвящена проблемам взаимоотношений разных стран как с исторических, так и с современных позиций: «История становления отношений России с Кореей» (Сагитов Станислав, 8 класс, школа при Посольстве России в Республике Корея, рук. Сердюков А.П. и Архаров В.А., 2 место в номинации «МИД – наш учредитель»), «Боевое братство (к 65-летию создания авиаполка «Нормандия-Неман)» (Круглов Алексей, Рябинин Иван, Шевцов Алексей, Ших Константин, Данилова Элеонора, Титкова Елизавета, 9 – 11 классы, рук. Бако Е.К. и Комисарова Ж.М., школа при Посольстве России во Франции, 2 место в номинации «Социально-гуманитарный цикл»), «Россия и Индия: 60 лет дружбы и сотрудничества» (Близнов Никита, 10 класс, школа при Посольстве России в Индии, рук. Нестеров В.А., 2 место в номинации «Иностранные языки»).

Интерес к истории и культуре других стран развивают проекты «По Великобритании» (Дьебольт Неонила, 11 класс школы при Посольстве России в Польше, рук. Цветкова М.В.); «История дипломатических отношений между Россией и Великобританией» (Лобанова Анастасия, Собачева Анна, 9 класс школы при Посольстве России в Финляндии, рук. Коренкова Е.М.), занявшие соответственно 1 и 2 места в номинации «Иностранные языки»).

Экологическую направленность имеют многие проекты, 1 и 2 места в номинации «Валеология, биология, экология, физкультура, спорт» завоевали работы учащихся школы при Посольстве России в Йемене «Изучение степени запыленности различных участков территории Посольства» (Рудь Никита, 5 класс, рук. Попова Е.И.) и «Загрязнение окружающей среды» (Хайдар Далия, 10 класс, рук. Акимов Б.В., Попова Е.И., Каррыева Л.А.). 3 место в этой номинации – проект «Проблемы экологии Черного моря» (Коценко Александра, 7 класс, школа при Посольстве России в Алжире, рук. Кайдановская О.Л.).

Одна из важнейших потребностей ребенка – потребность в игре. Участие в проектной деятельности для наших учеников тоже увлекательная игра. Чего стоит идея четвероклассницы Ксюши Пановой и ее подруги Шишовой Насти отправить в путешествие по Эфиопии не кого-нибудь, а своих любимых кукол! Так родился комикс «Синди и Барби в Эфиопии» (рук. Панов С.И., Панова Н.В., школа при Посольстве России в Эфиопии). Уже на общешкольной конференции в декабре 2007 года, где состоялась презентация 26-ти проектов и голосование с целью отбора лучших работ на конкурс «Школьная планета МИД»,  этот проект набрал самое большое число голосов. А по итогам конкурса занял 1 место в номинации «Литературное, музыкальное и художественное творчество, дизайн» и 2 место в номинации «Информационные технологии». Увлекательную работу в игровом пространстве провели ученики 5 класса школы при Посольстве России во Вьетнаме «Чудесный мир Уолта Диснея» (рук. Байкова Т.И., 2 место в номинации «Иностранные языки»).

Выше мы попытались проанализировать некоторые итоги конкурса. Однако оргкомитет отмечает, что отдельные организационные моменты Положения о конкурсе «Школьная планета МИД» требуют совершенствования.

Представляется целесообразным помещать на сайте конкурса не только проекты, но и их аннотации (краткое описание проекта). Это поможет быстрее ориентироваться в информационном пространстве конкурса.

Предлагаем внести некоторые изменения в номинации конкурса: номинацию «2007 год – Год русского языка» заменить на номинацию «Пропаганда русского языка и достижений российской культуры», а также внести новую номинацию «2008 год – Год семьи».

Для более объективной оценки работ хотелось бы, чтобы в голосовании приняло участие как можно большее количество образовательных учреждений. Нам было бы интересно мнение не только школ – участников, но и всех других учебных заведений нашей системы.

Устойчивое развитие заграншколы требует совершенствования управленческой компетентности руководителей, профессиональной компетентности учителей, образовательной компетентности ученика, воспитательной компетентности родителей. Отвечая на вопрос, поставленный в начале статьи, оргкомитет конкурса «Школьная планета МИД» отмечает, что участие в конкурсе «Школьная планета МИД» – один из путей  решения этой задачи. Кроме того, участие в конкурсе позволяет пополнить портфолио выпускника школы,  повысив тем самым его конкурентоспособность в образовательном пространстве России. Мы предлагаем провести конкурс «Школьная планета МИД» и в 2008 – 2009 учебном году.

 

 
  Копирайт ©2006-2008 Средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в Эфиопии